Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастикаАртикуляционная гимнастика для малышей представляет собой подборку определенных упражнений, направленных на развитие гибкости языка ребенка. Именно от того насколько умело малыш может управлять своим языком будет зависеть чистота и правильность произносимых звуков. Гимнастические упражнения учат его ставить язык в правильную позу при произношении звуков.

Формирование навыков речи у ребенка может продолжаться достаточно долго. Вплоть до достижения шестилетнего возраста, но в некоторых случаях занятия могут продолжаться и дольше. Задача родителей заключается в контроле над процессом обучения. Именно такой подход исключит в дальнейшем проблемы задержки речи, и ребенок сможет без каких-либо проблем общаться со своими сверстниками.

Задача артикуляционной гимнастики заключается в развитии хорошо поставленной речи. Но помимо этого занятия благотворно сказываются на развитии мышц лица, способствуя их укреплению. Дополнительно во время выполнения упражнений происходит усиление кровообращения, а также тренируются и другие органы, участвующие в процессе речи.

Когда назначается выполнение артикуляционной гимнастики?

Артикуляционная гимнастика для малышей будет полезна всем деткам, но особую актуальность занятия приобретают в следующих случаях:

  • В процессе подготовительных занятий предшествующих работу логопеда. Артикуляционные упражнения помогают в дальнейшем ставить ребенку такие сложные в произношении звуки как «р», «ш», «с».
  • У малышей, которые научились говорить, но звуки у них получаются не четкими. Создается ощущение, что ребенок говорит с наполненным пищей ртом.

Правила артикуляционной гимнастики

Начинать занятия артикуляционной гимнастикой можно уже с момента исполнения ребенку двух лет, но и в четыре года время упущено не будет. При желании в игровой форме можно заниматься и с совсем еще маленьким ребенком.

До исполнения малышу пяти лет артикуляционные упражнения являются вспомогательной гимнастикой, способствующей становлению детской речи. Но в более позднем возрасте – 5…6 лет – занятия помогают решить проблемы в произношении многих звуков.

Но получить ожидаемый от занятий эффект можно лишь в случае регулярной практики. Именно поэтому гимнастику для языка нужно проводить ежедневно, уделяя процессу не меньше шести минут. Начинают работу с двух – трех минут в день, постепенно увеличивая продолжительность. В идеале желательно довести длительность одного занятия до десяти минут в день.

Выполнять упражнения желательно в игровой форме, тогда малыш будет расслаблен и занятия для него не станут неприятной обязанностью. Основная часть упражнений из артикуляционного комплекса представляют собой интересные стишки. Во время многих упражнений ребенку предстоит строить веселые гримасы, что также облегчает проведение занятий.

Поскольку навыков постановки языка в правильное положение при произношении разных звуков у малыша нет, то занятия нужно проводить перед зеркалом. Вначале мама должна показать ребенку, как нужно расположить язык, а потом ребенок должен повторить движение, глядя на себя в зеркало. Только в этом случае малыш сможет изначально размещать язык в правильном положении, либо оставив его за зубами, либо подняв к небу, либо высунув его кончик.

Подборка лучших артикуляционных упражнений

В таблице представлены упражнения, которые, по мнению логопедов, являются лучшими в процессе получения навыка произношения звуков.

Название упражнения Как выполнять
Окошко Пусть ребенок представит, что его рот – это окно. Когда мама произносит слово жарко – рот открывается, когда холодно – закрывается.
Лопата Ребенок должен полностью расслабить язык и разместить его в таком состоянии на нижней губе.
Чистим зубки Пусть ребенок улыбнется и откроет рот. Теперь начинаем чистить зубы, проводя языком и по внешней, и по внутренней стороне зубов.
Дудочка Малыш должен вытягивать губы вперед, складывая их дудочкой.
Стрелки часов Пусть ребенок улыбнется и разъединит зубы. Теперь говорим, что язык – стрелка часов. Пусть ребенок раскачивает стрелку, перемещая язык по дуге от одного уголка рта к другому.
Маляр Теперь кончик языка – это кисточка. Начинаем красить нёбо, водя по нему языком.
Кушаем орешки Рот у ребенка закрыт. Языком он должен изнутри упираться в щеку, чтобы она округлялась снаружи.
Какое сладкое варенье Пусть ребенок сложит губы в виде чашечки и откроет рот. Теперь языком нужно облизывать верхнюю губу, как бы слизывая варенье.
Цоканье лошадки Ребенок должен воспроизводить цоканье копыт лошади. Для этого малыш открывает рот и начинает присасываться языком к поверхности нёба.

Полезно просто учить с ребенком различные стихи, а когда малыш произноси текс вслух контролировать произношение сложных для него звуков.