Пальчиковая гимнастика для малышей представляет собой инсценировку сказок или историй с помощью пальцев рук. И такие игры удивительно полезны для малышей, поскольку способствуют развитию мелкой моторики пальцев.
Пальчиковая гимнастика всегда проходит в хорошей эмоциональной обстановке, что помогает в развитии речи малыша и его творческой деятельности. В процессе занятий ребенок повторяет движение взрослого человека, постигая при этом умение управления своими собственными движениями и концентрирования на выполнении одного вида деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям одновременно играть со своим малышом, и развивать его мелкую моторику и речь.
Основными персонажами игр являются паучки, бабочки, зайчики, козы, солнышко, дождик. Они очень нравятся малышам в возрасте от полутора лет и детки повторяют за родителями все движения и слова с огромным удовольствием.
Пальчиковые игры могут развивать разные способности и чувства ребенка. Они могут подготавливать ребенка к обучению счету. В процессе многих игровых занятий малышу приходится работать одновременно двумя руками. Это помогает в осознании таких понятий как верх и низ, право и лево. Так игра, в которой ребенок должен ловить руки занимающегося с ним взрослого человека (хлопать по ладошкам, загибать пальчики и т.д.), способствует формированию чувства уверенности в себе.
При выполнении упражнения первоначально ребенку нужно показать, как ставить пальчики. Со временем от демонстрации движений нужно отказаться, оставляя только словесные объяснения. Показывать движения необходимо только в том случае, если ребенок что-то забыл.
Первоначально все движения выполняются в медленном темпе. Если малыш не может повторить процесс, то нужно взять его руки в свои и проработать сложное движение совместно.
Основные правила проведения пальчиковой гимнастики
Чтобы гимнастика для пальчиков принесла пользу, нужно соблюдать определенные рекомендации:
- Всегда начинайте занятия с разминки – сгибания и разгибания пальчиков. Здесь можно использовать обычные детские игрушки, например, резиновые пищалки.
- Тексты при выполнении гимнастики нужно произносить максимально четко и выразительно. Движения можно выполнять синхронно с произносимым текстом либо в период пауз.
- Маленькие детки не могут повторять текст вместе со взрослым, а потому вполне достаточно, если ребенок выполняет нужные движения. При необходимости ему можно помочь. Чтобы привлечь как можно больше внимания малыша во время игр стоит использовать разукрашенные колпачки на пальчики.
- Во время игр у ребенка просыпается фантазия и если малыш начнет придумывать какие-то свои движения, то его нужно хвалить.
- Существуют определенные возрастные ограничения при проведении пальчиковых игр. Дети в возрасте от года до двух хорошо осваивают движения одной рукой. В трехлетнем возрасте ребенок уже пользуется во время игры двумя руками. Четырехлетний малыш может выполнять последовательные действия руками, а в более старшем возрасте к пальчиковым играм уже стоит добавить мелкие предметы.
- Игры-занятия нужно проводить ежедневно, примерно по 2…5 минут.
При выполнении движений пальчиковой гимнастики ребенок развивает мелкие движения кистью. Рука становится более подвижной. К тому же одновременно с этим происходит и развитие речи.
Рекомендации по проведению игр
Приступая к занятию, нужно помнить следующие принципы:
- Прежде чем начинать занятия, нужно отработать все движения, используемые жесты и комбинации пальцев. Это подготовит ребенка к выполнению упражнения в правильном формате, а также создаст нужное эмоциональное настроение.
- При выполнении упражнений следует демонстрировать ребенку собственную заинтересованность.
- Во время повторных занятий детки уже способны повторять некоторые слова из текста. Особенно это касается концовок фраз. Целиком текст учится постепенно. И ребенок начинает соотносить произносимые слова с выполняемым движением.
- Выучив в начале пару-тройку упражнений, заменяйте их новыми. Но наиболее любимые малышом игры оставляйте непременно. И если ребенок попросит о повторе, то не отказывайте ему в этом.
- Не нужно слишком сильно усложнять задачу ребенку, например, разучивать движения и текст. Малыш не в состоянии воспринимать сразу несколько потоков информации и такая подача материала может запросто отбить у ребенка желание к занятиям. Первоначально ребенок не может выполнять упражнения безошибочно и чаще всего выполняются в пассивном режиме с помощью взрослого человека.
Не нужно принуждать малыша к выполнению упражнений. И обязательно нужно разбираться, почему малыш отказывается от игры. Когда причина выяснена, необходимо постараться устранить ее.